Каталог статей
ЗАПИСЬ ВОКАЛА И АЛГОРИТМ ЕГО ОБРАБОТКИ
Запись вокала и алгоритм его обработки Запись вокала и алгоритм его обработки
1. Введение (или начальная подготовка)
1.1 Небольшое отступление
Эта статья посвящена алгоритму обработки вокала, записанного на дешёвый
(естественно в пределах тысячи рублей и не для караоке) микрофон при
отсутствии какой либо аппаратуры (микшеры, преампы и прочее), за
исключением звуковой карты (как минимум Sound Blaster Live 5.1 либо
Audigy 1/2). Необходимо иметь лишь набор плагинов и нужный софт.
1.1 Софт
Здесь выбор не велик. Я рекомендую ACID Pro 4. Там можно и обработать и
свести акапеллу с минусом. ACID выделяется удобным интерфейсом, лёгок в
освоении, для тех, кто впервые его видит и отличается неплохим
качеством для домашней записи. Есть ещё программы – аналоги. Это Vegas
Pro той же фирмы (Sonic Foundry), но он менее удобен и, по идеи,
предназначен для другого. Cool Edit (Adobe Audition) – менее удобная
программа, нежели ACID. По качеству они равны, но сам процесс записи,
обработки и сведения в Audition’не несколько усложнён, тем самым
доставляет неудобства. Многие считают, что Audition качественнее того
же ACID’a, но что Audition, что ACID находятся в одном классе программ
– классе программ низкого непрофессионального уровня. И выбор делать
следует исходя из критериев уже не качества, а удобства и доступности.
Что нам нужно ещё из софта? А ничего! Записывать и обрабатывать будем в
ACID’e. Но есть один нюанс: в Audition’не есть очень хороший плагин
удаления шума, который нам потребуется, для очистки шума из акапеллы,
если таковой имеется.
Примечание: Быть может, кто-то думает, что я не прав говоря так об
ACID’e, сравнивая его с Cool Edit’ом. В принципе, каждый выбирает то,
что ему кажется лучшим и удобным. Так вот, всё что описано в статье на
примере ACID’a 4 возможно проделать и в том же Cool Edit’e, т.е.
Audition’e и вообще в любой программе, где можно записать и обработать
вокал.
1.2 Плагины
1.2.1 Немного о плагинах в целом
Для тех, кто не знает, что такое плагин, (plugins — по-буржуйски, если
перевести дословно, получится нечто вроде «подключи к»), поясню: плагин
— это модуль, который подключается к какой либо программе (в нашем
случае к программе обработки звука типа ACID, Audition и т.д.), в
результате чего программа приобретает некие дополнительные функции (в
нашем случае появляются дополнительные аудио-эффекты). В большинстве
случаев плагины не могут работать самостоятельно, а работают только под
управлением основной программы (ее еще называют программа-хост) [цитата
с сайта www.music4sale.ru].
1.2.2 Что нам потребуется…
…а потребуются нам следующие плагины:
- пакет плагинов waves 4, а именно:
waves Rcomp
waves RDeesser
waves ReQ 4 Bands
- плагины от Sonic Foundry, а именно:
Graphic EQ
Reverb
1.3 Микрофон
Я рекомендую Behringer XM8500. Стоит около тысячи рублей. Качество
приемлемое.
2. Подготовка к записи
2.1 Поза
Лучше всего стоя. Мембрана раскрыта. Поток голоса выходит стабильнее,
чётче. Для записи необходимо иметь напольную стойку для микрофона.
Стоит она примерно тысячу рублей. Можно конечно и соорудить самому,
например, используя швабру или что ни будь на подобии. Главное что бы
микрофон был плотно закреплен и ни в коем случае не болтался.
2.2 Устранение лишних шумов
При записи в комнате, без вокального бокса как на студиях, в микрофон
попадают звуки окружения. Необходимо убрать их до минимума. Убрать
вообще не реально. Для этого нужно сделать кабинку, которую сделать
впринципе реально. Для этого подойдёт обычный шкаф и несколько одеял
или матрасов:
Конечно, это желательно, но необязательно. На момент записи рекомендую
отключить телефоны находящиеся рядом. Также микро лучше расположить
вдали от окон (их нужно закрыть, если конечно они открыты
и как можно дальше от системного блока, который издаёт очень нехороший
шум (кулера там всякие). Ещё попроси, что бы тебя не беспокоили во
время записи, если ты не один дома и соблюдали тишину.
2.3 Устранение ПЭ и БЭ
Эта проблема очень серьёзна при домашней записи. Тут дело в том, что
воспроизведение человеком некоторых согласных (в основном ПЭ и БЭ)
сопровождается неким выбросом воздуха, который при попадании на микро
выдаёт косяк. Вообще микрофоны не любят такое, поэтому надо создать
некий фильтр. Тут есть два способа: можно натянуть ненужный не рваный
носок на сам микрофон, либо, второй способ, более лучший, нежели
предыдущий, взять капроновый чулок, натянуть его на пяльца для
вышивания и с помощью проволоки прикрепить к микро на расстоянии 5
сантиметров. Тут дело в том, что тонкая капроновая сетка не вызывает
искажений звука, зато гасит воздушный поток голоса. Называется это чудо
«плевалкой». Такой фильтр слегка понижает общую громкость записи, и
подрезает некоторые частоты, но это суть важно. Громкость можно
прибавить программно, и частоты выровнять эквалайзером.
2.4 Последние штрихи
Дабы избежать нехорошего эффекта комнатной ревербации (резонанса стен),
при записи нужно стоять как можно ближе к микро, но не вплотную. Если
ты готов, можешь начать запись…
3. Обработка записанного
Итак, акапелла записана. Нужно её обработать.
3.1 Для этого нужно обратиться к плагинам.
3.1.1 Работа с плагинами в ACID’e
Делай всё как на картинке:
Думаю тут всё понятно!
АЛГОРИТМ
Шаг 0. Устранение шумов
Тут нам понадобиться Adobe Audition либо Cool Edit (одно и тоже, просто
компания Adobe купила Cool Edit и дала ему новое название). Открой
акапеллу в Cool Edit’e. Найди там плагин в разделе effects -> раздел
noise reduction -> плагин noise reduction…
Необходимо взять 1,5-1,6 секунд шума и выделить этот кусочек. Далее:
1. Сделать профиль этого 1,5 секундного шума (Get Profile from Selection) с параметрами:
Snapshots in profile = 1024…4096 (в зависимости от мощности компьютера).
FFT Size = 4096; Не рекомендую ставить максимальный размер FFT, так как
это повлечет в результате увеличение так называемого Hiss-шума сигнале.
2. Теперь, отфильтрованную фонограмму выделяем и уничтожаем шум тем же
Noise Reduction в Cool Edit’е. Параметры могут быть разными
(поэкспериментируй с кнопкой Preview).
Precision Factor = 12 . Параметр определяет точность вычислений;
Smoothing Amount = 0 (именно 0!). Параметр вносит допуск на погрешность
вычитания спектра шума из спектра сигнала в дБ. Чем больше - тем хуже;
Transition Wide = 6. Параметр подобен предыдущему, только более гибко управляет процессом вычитания спектра (тоже в дБ);
Noise Reduction Level = 35…42 (при Transition Wide = 6). Параметр
определяет уровень порога удаляемого спектра шума. Наиболее капризный
параметр. Обратно зависит от величины Transition Wide.
Итак, шум удалён. Продолжим. Вернёмся в ACID (или останемся в Cool Edit’e).
Шаг 1. Эквализация
Здесь всё очень сложно. Если ты не знаешь что это, и прочитав всю эту
статью не понял что это и для чего, то лучше пропусти этот шаг.
Эквалайзер используют для выравнивания частоты акапеллы. Некоторые (тем
более некачественные дешёвые) микро выдают на выходе звук с повышенным
верхним, средним либо нижним диапазоном частот. При помощи эквалайзера
нужно либо срезать необходимую часть диапазона либо добавить, т.е.
происходит частотное выравнивание. Рекомендую такие плагины как Waves
ReQ 4 Bands либо стандартный плагин от Sonic Foundry Graphic EQ.
Главное внимательно прослушивать каждое изменение, дабы избежать
искажений голоса. Также эквалайзер нужно применять в том случае, если
необходимо выделить акапеллу из минуса, т.е. она слишком сильно
сливается с минусом (или некоторыми его инструментами) и тут также
нужно либо срезать, либо добавить (обычно срезать) некоторые частоты.
Но обычно эту проблему исправляют иным способ, менее болезненным и
более простым: панорамирование инструментов, развод инструментов по
каналам (усиление стерео-эффекта).
Эквализация иногда применяется при устранении лёгкого шума, например,
от сети того компьютера. Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и
умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при
помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно
узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы
сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой
ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не
пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и
регулировка может серьезно изменить звучание голоса.
Шаг 2. Устранение шепелявости
Если таковая имеется, то нужно воспользоваться плагином RDeesser от Waves. Плагин работает предельно просто:
Крути два ползунка: Range (область давления) и Thresh (сила
«деессерезации»), добиваясь нужного эффекта. Рекомендую просмотреть
готовые прессеты и выбрать наиболее подходящий. Затем от него уже
настроить на максимальный эффект. Также возможно свести проблему к
минимуму путем небольшого изменения положения микрофона относительно
рта вокалиста (чуть выше, ниже, справа или слева).
Шаг 3. Компрессия
Компрессор — это плагин, позволяющий сгладить динамический диапазон
сигнала. Нужен он обязательно! Если первые два шага зависят от
ситуации, то компрессия главное и неотъемлемое звено алгоритма.
Компрессия сглаживает плавание громкости голоса, выравнивая его по
одному уровню. Я рекомендую использовать Waves Rcomp:
Начинай с изменение самой компрессии – Thresh. С увеличением компрессии
(Thresh) уменьшается громкость (gain). Поднимай ползунок Gain
(громкость). При этом регулируй степень компрессии (Ratio). Настройки
Attack (сила возрастания амплитуды кол****ия) и Release (задержка)
можешь настроить сам, а можешь выбрать готовый прессет vocal и от него
настроить как надо.
Шаг 4. Ревербация
Реверберация - по сути - многократная задержка. Звук после своего
рождения путешествует по стенам комнаты в темпе улитки - около 770 миль
в час. Он отражается от стен, пола и потолка и возвращается к нам как
сотни маленьких задержек. Все эти задержанные звуки собираются вместе,
что бы дать нам тот звук, который мы называем реверберацией. Вокал
обычно записывают “сухим”, поэтому, чтобы создать впечатление о
пространстве, при обработки акапеллы необходимо добавить некоторое
количество реверберации. Однако, если на то нет особых причин, не
следует делать слишком много реверберации: Ревербация размачивает
слова, делая их пространными и невнятными, поэтому эффект ревёрба
следует накладывать осторожно и «по-чуть-чуть». Я рекомендую плагин
Reverb, стандартный плагин от Sonic Foundry:
Слегка добавь Reverb Out. Это придаст голосу резкий стерео-эффект. Он
должен быть практически незаметным, поэтому добавь его немного. Также
увеличь Early out – эффект самой ревербации. Тут можешь поставить
немного больше чем Reverb Out. Для изменения типа ревербации смени
Early reflection style. Ревербация может быть разной (в зависимости от
помещения – комната, коридор, зал, площадка). Экспериментируй, но не
переборщи.
4. Завершение
4.1 Почему удобно обрабатывать вокал в ACID’e?
Обработка в ACID’e носит динамический характер. В режиме реального
времени можно наложить тот или иной эффект, в любой последовательности,
при этом в самом процессе можно включать/выключать отдельные эффекты,
менять их порядок, удалять:
Прежде чем закончить обработку послушай как звучит каждый эффект в
отдельности, нет ли каких либо косяков, которые скрывают другие эффекты.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: K@R@$1K (07.09.2009)
|
Просмотров: 1795
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Статистика
Онлайн всего: 15 Гостей: 15 Пользователей: 0
|